?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



(Головин Александр Яковлевич. «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова»)

Мне счастья нет…
Если отмести обвинения в убийстве, казалось бы, лучшего царя, чем Борис и желать нельзя: «Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех Вельмож… Борис не имел только… добродетели, – пишет Карамзин, – хотел, умел благотворить, но единственно из любви к славе и власти; видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели: если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших Венценосцев в мире, но рожденный подданным, с необузданною страстью к господству, не мог одолеть искушений…»



Итак, вот она, главная вина Годунова: «рожденный подданным» – царем да не дерзнет быть! А он, грешный, дерзнул: «Знатнейших он напугал и сделал несмелыми, менее знатных и ничтожных подкупил, средних между ними не по достоинству наградил многими чинами, как и сам он был недостоин царствования» .
Недостоин.
Как бы не был слаб разумом и не способен править царь Федор, он – самодержец истинный, получивший престол от своих предков, венчанный на царство по древнему обычаю. Годунов же – царь не истинный, он взял престол по своей воле, возвысившись от низших степеней до высших путем хитрости и коварства, обойдя более благородных и знатных – таково было мнение современников.
Каждый знай свое место и выше подняться не дерзай – таково было, по словам Ивана Забелина, «коренное неколебимое убеждение века в его нравственной сфере», которое – как ни пытался разрушить его своей опричниной Иван Грозный – упорно продолжало оживать в многочисленных местнических спорах и интригах. Решительно поколебать этот краеугольный камень удалось только Петру I, ценившему людей не по родовитости и знатности, а по разуму и умению.
«Не давать воли малому» – этот принцип главенствовал во всех сторонах жизни, прежде всего – в воспитании детей, далее – «всяким начальством, всяким управлением в житейской среде, начиная с домовладычества и восходя до владычества в каком либо воеводстве или наместничестве, или даже в государстве. На этом начале крепко стоял смысл всякой власти, сколько бы ни была она мала или велика» .
Борис, судя по всему, и сам осознавал это, поэтому и отказывался так долго от предлагаемого ему царского венца, что несколько не вяжется с образом человека, якобы одержимого «дерзким вожделением к престолу»: «Он же, или хотя или не хотя, но вскоре на се не подадеся и отрицаася много и достойных на се избирати повелеваа…» .
Можно и в этом случае обвинить Бориса в коварстве и лицемерии, но все же – столь умный политик не мог не видеть опасностей, подстерегавших его на престоле, занять который только он один и был способен в этот момент! Поэтому невольно веришь и многократным его отказам, и рыданиям в келье Ирины, и этому красноречивому жесту, когда перед толпой челобитствующего народа он демонстративно «облагал окрест шеи» и затягивал свой платок, показывая, насколько тяжело ему принять на себя царский долг и ответственность – легче удавиться!
Но все же – примет. Чуть ли не под угрозой церковного отлучения согласится, наконец, принять царскую корону – в нарушение всех старинных установлений и традиций, в обход более знатных родов.
Во время венчания на царство Борис поклянется печься о подданных, никого напрасно не обижая: «…бог свидетель сему, никто же убо будет в моем царствии нищ или беден!». И, тряся ворот рубашки своей, сказал: «И сию последнюю … разделю со всеми!» .
Клятву свою он будет исполнять: «Царь же Борис о всяком благочестии и о исправлении всех нужных царству вещей зело печашеся; по словеси же своему о бедных и нищих крепце промышляше, и милость от него к таковым велика бываше; злых же людей изгубляше. И таковых ради строений всенародных всем любезен бысть» .
Хотя современники упрекали Бориса в «книжной неграмотности», он прекрасно понимал значение образования, и образования европейского: он попытается завести в Москве высшую школу, где обучали бы иностранцы, но духовенство не приветствует этот шаг (как ранее, еще при жизни царя Федора, не удался план Бориса пригласить из Англии врача и акушерку для Ирины). Борис во многом предвосхитит начинания Петра Великого: отправит полтора десятка юношей обучаться в Германию, Англию и Францию (правда, никто из них обратно не вернулся) и даже попытается ввести европейскую моду: в угоду царю некоторые «старые мужи бороды свои состризаху, а юноши пременяхусе» .
Вот как описывает Годунова расположенный к нему Дж. Горсей: «Он статен, очень красив и величествен во всем, приветлив, при этом мужествен, умен, хороший политик, важен, …милостив, любит добродетельных и хороших людей, ненавидит злых и строго наказует несправедливость. В целом он самый незаурядный государь, который когда-либо правил этими людьми» .
Первые годы правления царя Бориса будут весьма плодотворны: удастся успешно отразить нашествие хана Казы-Гирея и заключить мир, разгромить Сибирское ханство, а с поляками заключить двадцатилетнее перемирие.
Но, стремясь окончательно упрочить свое могущество и обеспечить престол своему сыну, Борис будет вынужден вступить в борьбу с боярством, не простившим ему «незаконного» водворения во власть: «Борис со своею семьею… становился все более могущественным и захватывал все большую власть, угнетая, подавляя и убирая постепенно самую значительную и древнюю знать, которую ему удалось отстранить и истязать безнаказанно, чтобы его боялись и страшились…» – пишет Дж. Горсей . Ему вторит Маржерет: Борис «перестал лично выслушивать жалобы и просьбы, стал скрываться, редко показываться народу, и то с большими церемониями и затруднениями, не известными его предшественникам. …Вместе с тем он начал ссылать людей, казавшихся ему подозрительными, заключал браки по своему желанию и соединял узами свойства со своим домом главнейших, самых нужных вельмож» .
Многие действия Годунова-царя ничем не будут отличаться от действий Годунова-правителя, но теперь ему все ставится в упрек. Дьяк Иван Тимофеев пишет: «Так и Борис, когда почитался равным ему по чести и за царя хорошо управлял всеми людьми, тогда казался во всем добрым, так как являлся в ответах приятным, кротким, тихим и щедрым и был всеми любим за уничтожение в земле обид и всякой неправды; все думали тогда, что после царя во всем царстве не найдется, кроме него, другого такого справедливого (человека)».
Заметим это – после царя.
Правя за спиной царя, Годунов настолько обольстил народ, что тот «допустил» его до церковного помазания. Заполучив же, наконец, этот высокий сан, – «такое совершенно ему несвойственной звание, когда выше природы он окончательно оделся в великолепную порфиру пресветлого царства» – он обманул ожидания народа и оказался для всех нестерпимым и жестоким.
Выше природы…
И если при жизни царя Федора могло казаться, что царство держится исключительно рачением Бориса, а Федор лишь олицетворяет собой некий символ власти, то стоило лишь этому «символу» исчезнуть, как обнаружилось, что именно он-то и был столпом, поддерживающим стабильность и прочность власти. И никакие царские регалии не могли в глазах современников отменить тот факт, что Борис – как бы он не подходил к этой роли – играет ее не по праву, освященному традицией.
И что ты не делай, как ни старайся, суд черни тебя не оправдает:
«Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы –
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ее любви»
В упрек Годунову ставилось даже его попечение о строительстве храмов, совершавшееся якобы ради гордыни и самовозвеличения: «потому что высокоумие одолело в нем веру, и превозношение его во многом превысило и драгоценные камни с жемчугом и самую природу золота» .
Дьяк Иван Тимофеев, упрекая Бориса в гордыне, не отрицает и вины придворных льстецов, побудивших его в свое время добиваться царства и поддерживавших в нем честолюбивые устремления: «так что это было как бы две веревки, сплетенные вместе, – его хотение и их лесть, – это была как бы одна соединенная грехом цепь» .
Народ будет воспринимать свершающиеся в царствование Бориса напасти и бедствия как доказательство того, что Бог отвернулся от царя: «за царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует» – говорит народная пословица. А Бог казнил землю чрезвычайно жестоко: после нескольких лет неурожаев разразился страшный голод.
Годунов станет принимать все возможные меры для помощи голодающим, доходившим уже и до людоедства: скупать у богатых их запасы хлеба, чтобы раздавать народу, придумывать разные строительные работы , дававшие заработок, раздавать милостыню. Он распорядится, чтобы хлеб привозили из дальних изобильных областей, незатронутых неурожаем – и хлеб тот везли, по словам историка, «как бы пустынею Африканскою, под мечами и копьями воинов, опасаясь нападения голодных, которые не только вне селений, но и в Москве, на улицах и рынках, силою отнимали съестное» .
Только к 1603 году удалось устранить последствия голода , унесшего огромное количество жизней: Карамзин пишет, что только в одной Москве умерло 500 тысяч человек – «а еже во всех градех и селех никто же исповедати не может: несть бо сему постижениа» .
После трехлетнего голода, в 1604 году появится новая напасть: объявится Самозванец – в российские пределы вступят войска Лжедмитрия I, южные города перейдут на его сторону, в следующем году Самозванца разобьют под Добрыничами и вынудят уйти в Путивль, но положение будет очень серьезным, авторитет Бориса начнет стремительно падать, народ склонится на сторону Самозванца, войска поколеблются…
Борис умрет скоропостижно 13 апреля 1605 года.
Смерть его будет столь неожиданна, что пойдут даже слухи о самоубийстве.
Но вряд человек, столь сильный духом, как Годунов, уйдет добровольно из жизни, совершив тем самым страшный грех и оставив без защиты свою семью и свое отечество. Последние дни и часы царя Бориса, несомненно, будут омрачены тяжкими думами и опасениями.
«Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать –
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых…»
Годунова не полюбят и мертвым.
Все произошедшие после его смерти события невольно подтвердят народное мнение о греховности годуновского царствования: «Если бы угодно было и приятно Богу дело того (Бориса), то оно пребывало бы вечно, а все, что он созидал из гордости, было разорено Богом. Всякий, любящий показать себя, называется тщеславным, и все, что делается для показа, создает плод не для будущего века, а рассыпается (в человеческой похвале)» .
Через три недели под Кромами царские войска во главе с князьями Голицыными и воеводой Федором Басмановым перейдут на сторону Самозванца, в июне Москва восстанет против Годуновых, династия будет свержена, а новый царь – Федор Годунов и его мать, вдова Бориса Мария – удушены. Дочь Бориса Ксения подвергнется поруганию Самозванцем, а в последствии будет пострижена в монахини .
20 июня Лжедмитрий I въедет в столицу.
Начнется Великая русская Смута.
Будут пролиты реки крови, тысячи жизней загублены, разрушены города и села, а царский трон послужит игрушкой в руках чехардой сменявших друг друга претендентов.
Эти годы вместят в себя короткое царствование Лжедмитрия I, убитого Шуйскими; восстание Ивана Болотникова, подступившего к самой Москве; появление и убийство Лжедмитрия II, польско-шведскую интервенцию, царствование Василия Шуйского, свержение его и насильственное пострижение в монахи; Семибоярщину, призвание на русский трон королевича Владислава, вступление поляков в Москву…
Наконец князь Дмитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин соберут доблестное ополчение, которое изгонит поляков из Москвы, а на престол будет избран Михаил Романов – представитель новой династии, которой предстоит править Россией на протяжении трехсот с лишним лет.



Ссылки:
Библиография - http://je-nny.livejournal.com/147960.html
Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов:
1 – Предисловие. Несть бо власть аще не от Бога…
http://je-nny.livejournal.com/147384.html
2 – Федор и Борис. Право драматурга
http://je-nny.livejournal.com/147570.html
3 – Борис Годунов - Боже, Боже! За что меня поставил ты царем!
http://je-nny.livejournal.com/148824.html
4 – Тихая царица
http://je-nny.livejournal.com/158837.html
5 – Борис Годунов – Достиг я высшей власти!
http://je-nny.livejournal.com/159155.html
6 – Царевич Дмитрий – А был ли мальчик?
http://je-nny.livejournal.com/160475.html

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
zhenyapavlovsky
Feb. 20th, 2012 04:22 pm (UTC)
Джень, ты права!
Приличным российским людям во власти не везло. Возненавидят, оклевещут. Страх за любовь принимают. Жестокость — за силу.
Хороший царь Борис был. Не кровопийца и умен. Потому и не ко двору пришелся. Не стал бы он Димитрия убивать, так как не дурак и понимал, что сразу на него подозрение падет. Скорее всего, это была провокация оппозиции. Возможно и несчастный случай, припадочный мальчик был.
je_nny
Feb. 20th, 2012 05:23 pm (UTC)
Re: Джень, ты права!
да-да-да!
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com