je_nny (je_nny) wrote,
je_nny
je_nny

Category:

хочется мычать

Наверно, я чего не понимаю...
Вполне вероятно...

Пока искала в сети стихотворение Мандельштама "Куда мне деться в этом январе", нактнулась вот на такую высшую ксенологию  вот на такое... методическое что ли пособие?
Или что оно такое?
Короче, презентация, в которой препарируется поэзия Мандельштама.
Это, стесняюсь спросить,  для школьников?
Или для кого?
В мое школьное время мы так над поэзией не издевались, все больше прозу изничтожали: "Евгений Онегин как типичный представитель... чего-то там" или "Образ Татьяны Лариной в..." - ну да, это тоже поэзия.
Но мы все больше по типичным героям и образам, в поэтическую кухню и вовсе не лезли.
Да и Мандельштама не проходили.
Он вообще не издавался.

От этой презентации осталось гадкое чувство - словно стихотворение, как лягушку, распяли и скальпелем копаются в его внутренностях...
Брррр..
Стихотворение умерло.
Получился триллер.
Или фэнтези.

Но опять же - я могу быть не права.

Вот кусок презентации!
Я слегка подчистила, потому что там почему-то все повторяется по два раза: «пьян от замкнутых дверей» «пьян от замкнутых дверей» «хочется мычать от всех замков и скрепок»  "хочется мычать от всех замков и скрепок» - просто крыша едет!
Особенно мне нравится Слайд 8!
А насчет "угланов" - я и не подозревала, что на самом деле есть такое слово, мне казалось, Мандельштам его сам придумал: "И прячутся поспешно в уголки и выбегают из углов угланы..."

От тайны слова к тайне факта (Уроки творческого развития)
Работа со словом при анализе лирического стихотворения



Слайд 6
Опишите состояние лирического героя.
Соберите слова для его характеристики
«пьян от замкнутых дверей»
«хочется мычать от всех замков и скрепок»
«скольжу в яму» «спотыкаясь, мёртвый воздух ем»
«ахаю, крича в какой-то деревянный короб»

Слайд 7
Соберите слова, характеризующие атмосферу января
Январь – город сумасбродно цепок – замкнутые двери в открытом городе – замки и скрепки – переулков лающих чулки – улиц перекошенных чуланы – угланы в углах и уголках – яма – обледенелая водокачка – мёртвый воздух – грачи в горячке – мёрзлый деревянный короб

Слайд 8
«Бородавчатая тень» - что это может быть?
Это что-то таинственное, тёмное, мерзкое, страшное, таящее в себе смерть.
Может быть, там живут какие-то отвратительные существа, поджидающие свою жертву.

Слайд 9
Советчика! Читателя! врача!
Какое значение имеют заключительные слова стихотворения?
Предположите, почему слова в заключительных строках расположены в таком порядке?

Слайд 10
Какое значение слова «углан» реализуется, по-вашему, в контексте стихотворения?
Углан – парень, малый, подросток, болван, повеса, шалун, баловник, неуклюжий толстяк, нелюдим.
(В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

Слайд 11
Написание синквейна
Лирический герой
Одинокий, беззащитный
Задыхается, мычит, умирает
«Куда мне деться в этом январе?»
Безысходность

Слайд 12
Попробуйте создать синонимично-ассоциативный ряд к слову «город», исходя из собственного видения проблемы
Город – чулок – подвал – чердак – яма – замок – тюрьма – короб – могила – сумасшедший дом

Слайд 13
Определите цвет следующих слов
«Январь» – чёрный, «переулки» - грязно- коричневый, «улицы» - прозрачно-серый, «угланы» - полосатый (уголовники), «водокачка» - жёлтый, «читатель» - кроваво-красный (знамя, крик о помощи), «советчик» - зелёный (надежда), «врач» - бледно-серый, расплывчатый (безысходность).

Слайд 14
Написание эссе
Лирический герой стихотворения переживает чувства безысходности, страха.
Окружающий мир враждебен ему.
Город, в котором находится герой, призрачен, населён неведомыми, а оттого ещё более страшными существами.
Но в то же время город вполне реален, он давит на героя, преследует его, убивает.
Герой болен, но ему необходим не врач, а читатель, советчик.

Слайд 15
«Мёрзлый деревянный короб», в который кричит герой, ассоциируется у меня с гробом и мёрзлой землёй в могильной яме.
Что с ним стало на самом деле?
Прав ли я?

Вот отсюда:
http://www.myshared.ru/slide/591677/

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%ED
Tags: ученье свет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments