je_nny (je_nny) wrote,
je_nny
je_nny

Category:

Венцы Юханна Никадимуса

Оригинал взят у la_gatta_ciara в Венцы Юханна Никадимуса. Моё интервью.

Я завела этот ЖЖ для того, чтобы не хранить все информационные сокровища, которыми обладаю, в себе, а делиться ими со всеми. Поэтому, я с удовольствием встречаюсь со знакомыми художниками и прошу их рассказать о себе и своей интересной работе. И все это - эксклюзивно, только для вас, читателей моего блога! Вы уже знакомы (по моим интервью) с художниками по костюмам Натальей Дзюбенко, Наной Чекки, Дмитрием Андреевым, с коллекционером дамского белья Антоном Приймаком, сегодня я расскажу об интереснейшем человеке — Юханне Никадимусе, музыканте и мастере по изготовлению русских народных венцов.


Юханн Никадимус и его ассистент))


«Первый свой венец я сделал полгода назад. Началось все с того, что мне захотелось, чтобы традиционный венец был у нас на обложке диска моей музыкальной группы, в которой мы поем русские народные песни (лет в 15 я услышал, как поют русские бабульки и понял, что всю жизнь буду петь такие песни и делать к ним музыку). И я подумал: где мне его взять? Музеи или коллекционеры в аренду такую красоту не дадут, значит, нужно сделать самому. Начал узнавать, как. Ирина Николаева, мастер по золотному шитью и технике «сажение по бели», рассказала, как изделие разбирается по фотографиям, как расчитывается правильный размер.






Одна из лучших композиций Юханна Никадимуса и его группы. По клику на Nikadimus Experience - переход на music.yandex, где вы можете послушать другие песни этой группы.




Обложка диска Nikadimus Experience. Эта повязка была сделана Юханном.





Повязка. Работа Ю. Никадимуса.





Когда был готов первый венец, я поставил его на красивое фортепьяно у себя дома и решил, что нужно сделать еще что-нибудь - для украшения интерьера.




Венец. Работа Ю. Никадимуса.





И стал создавать венцы для интерьеров: делаю для них сразу деревянный футляр, который покрываю воском, крашу, внутри обиваю шелком.





Золотое шитье и азиатские ткани мне по папиной стороне очень близки (моя мама русская, а папа — ассириец, он певец и композитор, заслуженный артист республики Татарстан, пишет музыку на стихи русских и татарских поэтов — классиков). Вышивая венцы, я понимаю, сколько в них магии. Например, веревочка, образующая основной узор, не должна прерываться. Она проходит весь рисунок и возвращается, заканчиваясь там, где началась.





Каждый народный предмет поддается определенной логике, его нельзя начать делать с любого элемента, вам нужно его разгадать: с чего он начинается? Иначе венец просто не сложится.





Такая техника пришла из Византии, таким образом там украшались иконы. Венцы - это не просто головной убор, это сакральный предмет. Когда я начал делать свой первый венец, мне было неловко, мне казалось, что я залез в чью-то чужую голову: ведь мастерица вкладывала в него какие-то свои мысли и секреты.




Фрагмент венца. Работа Ю. Никадимуса.


Я больше всего люблю, когда у предмета есть какая-то своя история. Когда я делал этот венец, у меня была только одна фотография. Снято было с определенного ракурса и непонятно было, как выглядит центральный фрагмент вышивки. Но я загорелся! Мне было интересно додумать то, чего не видно.




прототип




Северный венец. Реконструкция венца XVIII века по образцу из Государственного музея А. С. Пушкина в Москве. Работа Ю. Никадимуса.

Шитьё бисером и жемчугом в технике «сажение по бели».
Материалы: холст, льняной шнур, металлический шнур, льняная нить, латунные пайетки, стеклянный бисер, стеклянные бусы, речной жемчуг, канитель, трунцал. Подклад оборота — винтажный хлопок (кустарный икат «абрбанди»).





Фрагмент венца. Работа Ю. Никадимуса.


После того, как работа была закончена, оказалось, что у друзей есть фотографии этого венца, которые они делали на Делегатской, в музее. И там хорошо виден центр, который по рисунку совпадает с моим вариантом. Сегодня сам венец находится в Музее Пушкина.


Ниже — классический сказочный венец с городками. Я его делал по фотографии Шабельской.




прототипы







Северный венец. Реконструкция венца XVIII века по фотографиям альбома Collection Shabelskaya 2010 года. Работа Ю. Никадимуса.

Шитьё бисером и жемчугом в технике «сажение по бели».
Материалы: холст, хлопковый шнур, металлический шнур, льняная нить, латунные пайетки, стеклянный бисер, бусы, стразы, речной жемчуг. Подклад оборота — индийский шёлк.

Прототипы венца можно встретить: в Ярославском музее-заповеднике, Государственном Русском Музее, а также они опубликованы в книгах «Поэзия народного костюма» 1975 года, «Головные уборы Русского Севера» 1999 года, «Женский народный костюм в России XVIII-XX веков» 2013 года.


Венцы, которые делаю я, в основном, из северных регионов. Не знаю, почему они мне больше всего нравятся... Может, потому, что в моем детстве были билибинские книжки... И советские мультфильмы.





Мне очень интересно было делать этот венец с его удивительным орнаментом: тут явно какие-то солярные знаки, очень архаичные.




прототип


Или это было сделано для красоты, когда уже в 17-19 веках такого символизма не существовало в народной культуре? Из-за этого я загорелся его сделать, думал, вдруг я что-то пойму? Но тайна не была разгадана...




Северный венец. Реконструкция венца XVIII века по фотографиям Северно-Великорусской экспедиции ИЭА РАН 1948 года. Работа Ю. Никадимуса.

Шитьё бисером и жемчугом в технике «сажение по бели».
Материалы: холст, хлопковый шнур, металлический шнур, льняная нить, латунные пайетки, стеклянный бисер, стразы, речной жемчуг, канитель, трунцал. Подклад оборота — винтажный шелк (кустарный икат «абрбанди»).

Прототипы венца можно встретить: в Ярославском музее-заповеднике, Всероссийском Музее Декоративно-Прикладного Искусства, а также они опубликованы в книге «Бисер и стеклярус в России XVIII-начало XX века» 1990 года.


В своей работе я использую латунные пайетки и металлизированный шнур. Пусть это современные материалы, но они те же, что и раньше: стекло, жемчуг, хлопковая веревка, латунные пайетки, стеклянный бисер.




Единственная вольность, которую я себе позволяю (это отражение моего увлечения творчеством Рустама Хамдамова) — узбекские икаты на подкладке венцов.





Конечно, раньше такого не делали, были набивные ситцы, но мне очень нравится именно узбекский шелк. В то время ленты венца были отдельным культом. У меня сейчас пока нет «правильных» лент, их сейчас не производят, нужно искать винтажные. Раньше они были широченные, шелковые, муаровые - чем больше у тебя лент, тем ты красивее, богаче, дороже обойдешься тому, кто придет тебя замуж брать.




Свадебный головной убор. Бруклинский музей костюма из коллекции Натальи Шабельской. http://metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/156134?img=0


Эти венцы были очень дорогой вещью, они могли стоить столько же, сколько дом или несколько коров. На несколько деревень был один венец, его брали девушки в аренду, чтобы прийти красивыми на смотрины или венчание. Это не то, что мы сегодня думаем, что каждая девушка раньше сидела и вышивала такие венцы. Что-то она, конечно, вышивала, но такие предметы делал мастер золотной вышивки и вышивки жемчугом. Она не работала в поле, она занималась только вышивкой, брала в обучение учеников

Сегодня все подобные головные уборы называют кокошниками. На самом деле, кокошник и венец — это разные вещи.







Кокошник — это головной убор замужней женщины, под который убирались волосы.




Кокошник из Бруклинского музея костюма. Из коллекции Натальи Шабельской. Вид сзади http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/157135?img=4&imgno=4&tabname=label


Венец — это девичий головной убор, его носили с косой.




Девушка в зеркале. 1848, Филипп Осипович Будкин


Венец нельзя просто взять и носить. Это сакральный предмет одежды, он надевается на несколько дней после того, как девушку просватали. Она носит его на смотрины. Это узкообрядовый элемент одежды. Есть в Петербурге очень хорошая мастерская Софьи Владыкиной «Славутница», с которой мы сейчас в Казани делали выставку, она придумала делать венцы — маленькие прорезные коруны для свадеб, для венчания, и продвигает их, как свадебный головной убор.




Это замечательная идея — вернуть русским девушкам хотя бы один элемент национального костюма, который реально можно использовать!".

И мне нравится эта идея! Пока у нас современность сильно оторвана от традиционной культуры, а ведь без прошлого нет будущего, так пусть хотя бы невесты почувствуют эту связь времен. Да и любоваться венцом, как украшением интерьера - тоже прекрасная мысль! Уверена, что такие предметы не только выполняют декоративную фукцию, но и стимулируют желание сделать свою жизнь изысканнее и духовнее.

Спасибо Юханну Никадимусу за интервью! И уверена, мы с вами еще не раз услышим об интересных проектах и выставках этого талантливого человека!

Юханн Никадимус на фейсбуке https://www.facebook.com/nikadimuzz

Группа Юханна "Рустам Хамдамов. Собрание материалов" на фб https://www.facebook.com/RustamKhamdamov.sobranie?pnref=lhc
Tags: дамские штучки, интересно!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments