Но прежде редакция хотела бы поздравить писательницу Светлану Алексиевич с присуждением Нобелевской премии по литературе. За последние сто лет Нобелевская премия пять раз вручалась русскоязычным авторам: Ивану Бунину в 1933-м, Борису Пастернаку в 1958-м, Михаилу Шолохову в 1965-м, Александру Солженицыну в 1970-м и Иосифу Бродскому в 1987-м. Вручение премии Алексиевич — автору публицистических и для многих «неудобных» книг — почти наверняка вызовет в России ожесточенные споры. Хороший повод вспомнить, что происходило в СССР после вручения Нобелевской премии Борису Пастернаку — на Arzamas есть сразу несколько материалов по этому поводу: |
|
Путь Пастернака к получению премии действительно был очень долгим: впервые его фамилия появилась в списке Нобелевского комитета в 1946 году. Как и кто выдвигал Пастернака, как и почему он отказывался от «незаслуженной» премии и как на это реагировал Нобелевский комитет? |
|
|
Вручение Пастернаку Нобелевской премии привело к беспрецедентной травле писателя в советской печати, включавшей в себя самые разные эпизоды — от сравнения с лягушкой до требований выслать «клеветника» и «предателя» из страны. |
|
|
Пока в СССР клеймили Пастернака, зарубежные литераторы поздравляли коллегу с Нобелевской премией, печатали материалы в его поддержку и проклинали советских «стервятников». Камю, в частности, писал: «Единственное, что России надо было бы понять, — это что Нобелевская премия вознаградила большого русского писателя, который живет и работает в советском обществе. Россия пострадает от этого в глазах всего мира лишь с того момента, как будет осужден человек, вызывающий теперь всеобщее восхищение и особенную любовь». |
|
|
А теперь можно перейти к нашему текущему курсу — он посвящен классической музыке и тому, как ее правильно слушать (а также тому, что нам мешает это делать). Рекомендуем начать вот с этих материалов: |
|
С чего начиналась история массовой музыки? Загримированные под негров белые, мюзик-холлы, варьете и бурлески, открытие «Аллеи жестяных кастрюль», игра на «сковородке» и другие важные события. |
|
|
Струна Пифагора, гвидонова рука, скрипка, фортепиано, метроном, граммофон и теории, без которых классическая музыка в ее сегодняшнем виде не состоялась бы. |
|
|
Лекторы курса Петр Айду и Григорий Кротенко рассказывают о том, как они стали музыкантами: поразительные воспоминания, после которых вы влюбитесь в них так же, как редакция Arzamas. |
|
|
Не забывайте, что у нас есть ежедневно обновляемый «Журнал» с множеством новых интересных материалов и рубрик. В частности, там есть рубрика «Дети» с обзорами хороших детских книг, мультфильмов и аудиосказок и раздел«Лекции», где есть ссылки на стоящие лекции, прочитанные за пределами Arzamas. «Находки», «Обзоры», «Идеальный телевизор» — все это стоит изучить. Вот несколько отличных материалов: |
|
Специалист по истории ренессанской магии, науки и философии Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала. |
|
|
Для всех, кто не смог попасть на главный вечер сезона, кто хочет знать, откуда взялось слово «варежка» и кому Микита в XIII веке писал: «Пойди за меня: я тебя хочу, а ты меня», — репортаж c выступления нашего великого лингвиста о смысле археологических открытий в Новгороде и Вологде. |
|
|
Магистр, младший научный сотрудник ИВИ РАН Валентина Пруцакова разоблачает миф, что слово «бистро» произошло от крика «Быстро, быстро!», которым русские казаки подгоняли парижских кабатчиков в 1814 году. |
|
|
Спасибо, что читаете и смотрите нас! Встретимся через неделю. Алексей Мунипов, редакционный директор Arzamas |
|
|
|