je_nny (je_nny) wrote,
je_nny
je_nny

Category:

Картинки с выставки Валентина Серова



Портрет Софьи Олсуфьевой. 1911.
Бумага, уголь, гуашь, мел. ГМИИ имени А.С. Пушкина

Была сегодня на выставке Серова - огромная благодарность коллегам из Третьяковки за возможность посетить выставку в их законный выходной день!
Причем даже в гардеробе работали не гардеробщицы, а какие-то музейные дамы.
Сказали, что гардеробщицы уже в отключке.
Приехала чуть раньше 11 часов (пускали с 11.00 до 15.00) - была очередь из музейщиков, небольшая.
Сначала пускали по спискам, потом махнули рукой и стали по пропускам, но, когда я уходила, уже опять пускали только по спискам, и очередь из-за этого все-таки была, но меньше, чем с утра.



А теперь, собственно, о выставке!

Для начала о том портрете, что вверху - специально сделала на нем акцент, потому что раньше не видела, и судьба модели впечатлила, к тому же дама оказалась коллегой - реставратор!
Вот история и дамы, и портрета:

"Графиня Олсуфьева вспоминала, что ее супругу «хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Серов пришел, посмотрел исподлобья, попросил переменить несколько раз позу и сказал, как отрезал: “Вы не привыкли в бархате ходить. Надо другое платье”. А я и правда не любила богатых платьев. Выбрал он композицию совершенно случайно... Было свежо, я сидела дома одна, в сереньком будничном платье, накинула на плечи теплый шарф. Неожиданно вошел Серов: “Вот так и буду вас писать. Это лучшее, что можно выбрать”. Я подошла погреться к печке... и положила руки на теплые изразцы. Серов... быстро стал делать наброски, и сколько мы с ним ни спорили, настоял на своем и выбрал эту позу».
Софья Владимировна Олсуфьева (1884–1943) была фрейлиной при дворе императрицы Александры Федоровны, после революции жила в Сергиевом Посаде, помогая мужу, работавшему в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. В начале 1920 года стало известно, что советская власть собирается уничтожить хранящиеся в Лавре мощи Сергия Радонежского, и семья Олсуфьевых вместе со священником Павлом Флоренским долгие годы тайно скрывала голову святого. В 1930-х годах Олсуфьева некоторое время работала художником-реставратором декоративно-прикладного искусства в Государственном музее изобразительных искусств. В 1938 году ее муж был расстрелян, она сама была арестована в 1941-м и умерла в исправительно-трудовом лагере".
http://www.artguide.com/posts/900

Еще два женских портрета - прелестную Львову видела в Орсэ, а Мамонтову - никогда.

     

Портрет Марии Львовой. 1895. Холст, масло. Музей Орсэ, Париж
Портрет Прасковьи Мамонтовой.  1894. Холст, масло. Частное собрание
http://www.artguide.com/posts/900

Вот этот тоже никогда не видела:


Серов Валентин У окна. Портрет О.Ф.Трубник­овой 1886 г

Плохое качество у картинки, а портрет удивительный - нежный, любовный: и солнце запуталось в волосах, и ресницы опущены - но трепещут,  губы вот-вот дрогнут...
Невеста его, потом жена.

Я специально не ставлю сюда известные работы Серова - вообще выставка была для меня как встреча с давно знакомыми и любимыми людьми (и пейзажами): большинство живописных и графических работ (особенно из ГТГ и ГРМ) знаю, помню и всегда любуюсь. Некоторых не было, а жаль. Но представить все, конечно, невозможно.

Еще сразу скажу: свет выставлен просто идеально, что редкость на выставках. Кое-где, правда, падала тень от рам, но это исключение - никаких мешающих бликов, несмотря на наличие стекла, правильная направленность. Молодцы!

Теперь про художника.
Очень полезно побывать на такой выставке, чтобы охватить творчество в масштабе и развитии.
Для меня вдруг стала открытием декоративность Серова, особенно периода модерна - декоративность сознательная, как я понимаю. Портрет невольно приближается к афише, к плакату - вспомнился почему-то Тулуз-Лотрек... А может, и не просто так вспомнился!
Как Серов находит позу, жест!
Как остро видит!
Как смело лепит лицо, глаза - а на руки уже наплевать, тем более на сюртук - это вам не Фешин с его 50 оттенками черного.
А дальше все стихийно, недописано, но живо и прекрасно.
Неопределенного цвета фон дышит, вибрирует, звенит...
И цвета выбирает вроде бы тусклые, темные - серый, черный, коричневый, но вдруг ярчайшая искра бирюзового на воротнике дамы - сияющая капелька хризопраза, или золото ожерелья, или непонятное - но очень к месту! - красное пятно на фоне мужского портрета.
Синяя лента на шляпе в портрете жены, красный цветок у девочки с персиками...

Вот дама с хризопразовым бликом на воротничке - но тут не видно, надо оригинал смотреть::



Вот портрет Е. И. Лосевой - все черно, мрачно, но такие глаза следят за тобой, куда бы ни отошел - страстные, яркие, живые! А как изломаны пальцы нервных рук!



И как Серов порой не может удержаться от карикатуры - в самом парадном-препарадном портрете!
В аннотации к одной из картин прочла, что он сам осознавал эту свою особенность и радовался, что в этом портрете (не помню, чьем) ему удалось избежать карикатурности.

Вот две очень характерных дамы:

   

Портрет актрисы Г.Н. Федотовой
Портрет Марии Морозовой

А теперь персоны поважнее!
Великий князь Павел Александрович во всем шике и блеске: золотая кираса, эполеты, аксельбанты, сабля, шлем с орлом - и сам молодец, и конь хорош!
А вот зачем за конем пришипился денщик с красной рожей?!
Да еще такой выразительной? Это ж не фотография, это живопись!
Ну, пусть денщик и правда коня придерживал - да не пиши ты его!
Нет, написал.
Зачем-то этот денщик ему понадобился, как и конники прямо на хвосте у жеребца.
Вот уберите мысленно денщика и всадников сзади - совсем другая картина была бы.


Валентин Серов «Портрет великого князя Павла Александровича», 1897. ГТГ

А это Юсупов - никаких денщиков, но зато кусок ангела в кадре.
Нет бы весь целиком!
И посмотрите, как глядит конь!
Это просто песня!


Портрет князя Юсупова. ГРМ

Вот тут сам Юсупов слегка не в ракурсе, но зато глаз коня лучше виден:



Вот эту картинку, что ниже, впервые увидела и оторваться не могла - зарисовка на ходу, но как выразительно, потрясающе! И слегка томная поза императрицы, и ее отрешенный взгляд: ах, как вы все мне надоели - но надо, надо... И ручка, так рассеянно-небрежно поданная этому в красной черкеске (или как оно называется), и второй тип в красном - усатый, выпученный!  Вот сейчас нажать на кнопку движения, и она пойдет дальше, дыша духами и туманами, грациозно семеня и изысканно покачивая бедрами...
Чуть-чуть, в рамках приличия!


Выход императрицы Александры Федоровны. ГРМ

Еще императорского:



Миропомазание императора Николая Александровича. 1897 год.
Бумага, акварель, гуашь. ГРМ

А рядом - этюд к этой картине, совершенно потрясающий, где в пустом Успенском соборе замерла у Царских врат карикатурная и нелепая фигура в черном:



интерьер Успенского собора

Немного ссылок:

Портреты Романовых описаны здесь:

http://www.liveinternet.ru/users/5132602/post303572218

eho_2013 - Итак, о выставке Валентина Серова...

mayak_parnasa - Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» - отчёт. Часть 5.
С предыдущими частями можно ознакомиться здесь Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4.
Tags: искусство, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments