je_nny (je_nny) wrote,
je_nny
je_nny

Categories:

Выставка Александра Герасимова в Историческом музее


А Герасимов. 1920-е
Фотография. Частное собрание, Москва

В продолжение поста je_nny Новая выставка в Историческом музее

«Александр Герасимов. К 135-летию со дня рождения»
10 февраля - 11 апреля 2016



Имя Александра Михайловича Герасимова известно достаточно широко, хотя в последнее время поминается чаще недобрым словом. Конечно, флагман социалистического реализма, «Веласкес Сталина», могущественный руководитель МОССХ, президент Академии художеств СССР, вхожий к представителям партийной элиты, он имел власть над судьбами, жизнями, биографиями конкурентов и пользовался этой властью. Изображения и автопортреты Герасимова рисуют образ тучного человека с одутловатым лицом над артистическим галстуком-бабочкой — запоздалый типаж широкого московского живописца — вольного, экспансивного бонвивана. Возможно, именно таким и был бы Герасимов, если довелось бы ему жить в другое время, — участником СРХ, пленэристом, не чуждым сдержанного импрессионизма, внимательным портретистом, автором чувственных цветочных натюрмортов и философических пейзажей с бескрайними полями и бесконечными дорогами. Конечно, Герасимов реализовал и эту программу умеренного русского живописца начала ХХ века. Но все созданное им на ниве «тоталитарного искусства» не позволяет рассуждать о нем исключительно как о художнике. Как рассуждать о прелестях натурного этюда, о беглости мазка, о колористическом единстве, если в роли запечатленного мотива выступает, например, величественный профиль почившего вождя в траурной оправе цветов и алых лент!

Оставаясь исключительно в рамках программы русского импрессионизма, Герасимов едва ли смог бы занять лидирующее положение в мире искусства. Ученик Константина Коровина, Валентина Серова, Абрама Архипова, почитатель Репина, он создал ряд удачных, профессиональных, артистичных работ в заданном ими направлении, повторяя пройденное в МУЖВЗ, идя проторенной до- рогой в ряду таких же, как он, последователей и почитателей. Если бы художник довольствовался этим скромным путем и положением, то можно было бы, не чувствуя себя циником, беззаветно наслаждаться влажным блеском террасы («После дождя», 1935, ГТГ) и даже эффектно прокомментировать впечатления от картины строкой Пастернака: «У капель тяжесть запонок, / и сад слепит, как плес, / обрызганный, закапанный / мильоном синих слез». Однако имя автора делает это восхищение и подобный комментарий этическим нонсенсом.

Репутация «воинствующего художника-реалиста», творца сталинского канона, всеми силами и средствами его насаждавшего, грозит вырезать Герасимова из истории искусства и из области критики. Но в культурном обиходе камерные работы художника, выполненные вне официоза, уже закрепились как невянущие образцы салонного импрессионизма, любимые публикой и коллекционерами без учета времени и обстоятельств их создания.
https://www.facebook.com/historyRF/photos/gm.1721098171481171/999636820072232/?type=3&theater



Наша группа в Фейсбуке Государственный исторический музей (ГИМ) - State Historical Museum (SHM) все время постит картинки с готовящейся выставки - вот я насобирала и вам показываю:


https://www.facebook.com/historyRF/photos/gm.1721239444800377/999745460061368/?type=3&theater


https://www.facebook.com/historyRF/photos/gm.1720806031510385/999458770090037/?type=3&theater


https://www.facebook.com/historyRF/photos/gm.1721362788121376/999870526715528/?type=3&theater

Цветущая яблоня. 1953
Холст, масло. 162 х 212
Частное собрание, Москва


https://www.facebook.com/historyRF/photos/gm.1720913448166310/999531753416072/?type=3&theater

В саду. Портрет Н. Гиляровской. 1913
Холст, масло. 160 х 200
Дом-музей А. М. Герасимова, Мичуринск
Tags: анонс, искусство, исторический музей, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments