«Не нужно рисковать. Лучше опоздать на работу, чем получить травму. Не бегите за автобусом. Обходите стройки и носите удобную обувь».
Эти слова я услышал в декабре 2015-го. После меня ждало обучение основам пожарной безопасности и два кабинета, где мне не удавалось поставить печать без подписи и подпись без печати. Но в конце я получил заветный документ — в этот день я стал стажером в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Сейчас, почти четыре месяца спустя, в Москве сложно найти хотя бы одного человека, перед лицом которого я не махал заветным пропуском. Впрочем, тем хуже для Москвы. Сразу внесу ясность: я не участвовал в подготовке вернисажей, не носил банкетки, не предлагал министру культуры сдать свой портфель в гардероб. Не помогал музею с бумагами и организацией мероприятий. Я вообще никому не помогал. Зато часто ходил в Пушкинский — об этом я мечтал уже примерно полгода (хотя моя бабушка считает, что в 40 раз дольше). Ходил не только для того, чтобы в сотый раз ужаснуться пальцам мумии или попасть на Кранахов без очереди, — я ходил обсуждать совместный проект. То есть как будто бы по делу. С официальным выражением лица. В своей лучшей обуви.
Результат этих разговоров — перед вами: сегодня, 14 апреля 2016 года, Пушкинский музей открыл свой филиал на Arzamas. Критики (а вслед за ними и светские обозреватели) написали бы что-то вроде: «каждый материал — интерактивный по своей абсурдности зал», «отправиться в виртуальную экскурсию можно всего за один клик». Упрощу им задачу и сам быстро пробегусь по «залам». |
|
Одни из самых частых вопросов, которые задают сотрудникам музея, — что у вас в запасниках? Правда, что там невероятные шедевры? Как их посмотреть? Чтобы ответить на этот вопрос, Пушкинский музей пошел на беспрецедентный шаг: теперь все желающие могут повлиять на экспозицию. Хранители выбрали шесть предметов из запасников: это египетская маска, ваза с изображенным на ней судом Париса, фрагмент статуи шумерского правителя, клинописная плита из разрушенного террористами города, статуя греческого юноши с петухом и фаюмский портрет полуобнаженного мужчины. На две недели — с сегодняшнего дня до 28 апреля — мы объявляем самые честные выборы в истории мирового искусства: экспонат, за который проголосует самое большое число людей, в мае покинет запасники музея и будет выставлен в основной коллекции. Голосуйте! |
|
|
Что такое обратная перспектива Сезанна? Как девочка держит равновесие на шаре Пикассо? Почему отец Моне прячется за березой и подглядывает за Камиллой? И кто такая Камилла? Вместе с экспертами Пушкинского мы изучили 10 картин, хранящихся в музее. Получились настоящие искусствоведческие детективы, помогающие узнать множество важнейших деталей о хрестоматийных произведениях. Собранные вместе, эти детективы отвечают на глобальный вопрос: как читать картины. |
|
|
В этом зале мы предлагаем, во-первых, самый удобный способ почувствовать себя художником и повлиять на композицию классического произведения искусства; во-вторых, раз и навсегда запомнить, как выглядят четыре не самые известные, но необыкновенные картины из собрания Пушкинского. Наконец, это отличный способ продемонстрировать свою внимательность и/или сообразительность и превзойти друзей, собрав картину за минимальное количество ходов. Одним словом, это четыре пазла, один сложнее другого, которые вам необходимо сложить. Не вполне ясно, как люди жили без этой игры раньше. |
|
|
Через два месяца закончится мой пропуск стажера. Я вряд ли придумаю новый способ, как стать двойным агентом: работать и в Пушкинском, и в Arzamas. И вряд ли осуществлю свою мечту — ежедневно проводить один час в музее за изучением одного экспоната. Зато теперь я знаю, что древний грек, покупая две статуэтки, получал третью в подарок. Теперь это знаете и вы. Остальное — смотрите, изучайте на сайте. И в музее. |
|
Шеф-редактор Arzamas Олег Коронный |
|
|
|