je_nny (je_nny) wrote,
je_nny
je_nny

Categories:

Выставка в Историческом музее - Армения. Легенда Бытия

Выставка Армения. Легенда Бытия
Всего 68 фото

Оригинал взят у vladimirdar в
Выставка "Армения. Легенда Бытия" - Христианский период или Крест Георгия Победоносца. Часть 4.

Это заключительный - четвертый пост о выставке "Армения. Легенда Бытия". Насколько я понял - выставка не пользуется широкой популярностью - к ней, похоже, относятся как к дежурной, знаковой выставке, знаменующей "укрепление" наших отношений с государством Армения. Но, все совсем не так, и именно в том смысле, что выставка шикарная, богатая и здесь есть на что посмотреть и чем восхититься, - чего стоит только Крест Георгия Победоносца с его мощами, фото которого я вынес в анонс поста. Это тот самый случай, когда организаторы постарались показать самое лучшее, что только возможно. Конечно, здесь много акцентов на "Великой Армении", но мы ведь можем смотреть сквозь и ведеть не политику, а Историю с большой буквы, что по большому счету является историей нашей страны и историей нашего народа. Кстати, Армения была именно той первой страной, что приняла христианство в 301 году как государственную религию. На Руси христианство примут только через семьсот лет и, именно поэтому, также, интресен путь армянского народа по обретению истинной Веры. В этом посте я также уделю внимание геноциду армян в Османсой империи. Этим трагическим событиям выделен целый раздел - зал выставки. Ну так продолжим же осмотр экспозиций выставки.

Мы немного нарушили хронологическую последовательность осмотра и сопутствующей информации - следовало бы еще в третьем посте начать с момента проникновения христианства на землю Армянскоого нагорья. Однако, главным я посчитал именно последовальность осмотра экспозиции, так, что вы видите выставку и ее экспонаты именно в той последовательности как она и задумывалась организаторами.

Это вторая часть четвертого большого зала выставки.
02.
Выставка Армения. Легенда Бытия. Христианский период.

Она условно отгорожена символической алтарной завесой с тимпанами в зале хачкаров и рукописных книг, а с обратной стороны - на ней установлены три мультемидийных монитора в один ряд. Мониторы оживляют выставку и придают ей динамичность живость ощущений. Непрервыно проходит видеоряд разных моментов богослужений и проведения религиозных праздников. Аудиоряд тоже заслуживает особенного отношения и оценки. Очевидно, отличающиеся по характеру песнопения армянской цекви от русской христианской, производит удивительное впечатления. Ты, возможно, вперые слышишь это и удивляешься их гармонии, глубине и проникновенности...

Христианство пришло в Великую Армению во второй половине I веке н.э. Святое Евангелие в древней армянской земле проповедовали двое из двенадцати апостолов Иисуса Христа - Фаддей и Варфоломей. Эти первые просветители Армении почитаются как основатели Армянской церкви и Патриаршего престола. Здесь они приняли мученическую смерть, и на месте их погребения были построены монастыри: монастырь Святого Фаддея находится в Иране, а ныне полностью разрушенный монастырь Святого Варфоломея - в Турции.
03.
Выставка Армения. Легенда Бытия. Христианский период.

В I-IV столетиях в Великой Армении царями и князьями-"язычниками" было убито множество христиан, имена которых включены в четьи-минеи и праздничный календарь Армянской Апостольской церкви. Эпохальное событие - обращение армянского народа в христианство произошло в начале IV века благодаря равноапостольской деятельности Святого Григория Просветителя. ЦарьТрдат III в 301 году провозгласил христианство государственной религией. Таким образом, Великая Армения стала первым в мировой истории христианским государством.
В 311 году христианская Армения в первый раз выходит на победоносную битву за свою святую веру против римского императора Галерия.

В 451 году христианская Армения противостояла Сасанидской Персии, которая стремилась уничтожить армянскую цивилизацию, распространяя в Армении зороастризм. Во времена арабского владычества (конец VII - первая половина IX в.) культура и экономика Армении - земледелие, скотоводство, торговля и ремесла - пережили длительный упадок. Страна находилась на грани гибели. В городах установилось военное правление арабов.
04.
Выставка Армения. Легенда Бытия. Христианский период.

В IX веке ослабление соседей - Арабского халифата и Византийской империи - позволило Армении добиться независимости. Начинается новый этап истории страны, когда, с одной стороны, восстанавливаются древние национальные традиции, а с другой - формируется духовная и материальная культура, обогащенная влиянием двух соседствующих, но совершенно разных миров - Византии и Ближнего Востока.

В IX веке ослабление соседей - Арабского халифата и Византийской империи - позволило Армении добиться независимости. Начинается новый этап истории страны, когда, с одной стороны, восстанавливаются древние национальные традиции, а с другой - формируется духовная и материальная культура, обогащенная влиянием двух соседствующих, но совершенно разных миров - Византии и Ближнего Востока.
05.
Выставка Армения. Легенда Бытия. Христианский период.

В последующие века на Армению обрушились волны кочевых набегов, в первую очередь - вторжения турок-сельджуков в XI веке и монгольских орд в XIII веке. Распад страны, упадок ремесел и торговли вынудили многих армян покинуть родину и переселиться в чужие края. Так, на северо-восточном побережье Средиземного моря возникло армянское царство Киликия, в других странах сложились крупные армянские диаспоры. Однако, невзирая на притеснения и переселения, армянский народ смог даже на чужбине сохранить самобытную культуру и христианскую веру.
06.
Выставка Армения. Легенда Бытия. Христианский период.

Митра. Киликийская Армения. Мусалер. 1611 г. Серебро, бирюза, самоцветы; золочение.

Она заслуживает отдельного внимательного осмотра - мы обойдем покруг выставочного стенда и рассмотрим ее со всех сторон.
07.
Митра. Киликийская Армения. Мусалер. 1611 г

На митре изображены: верхний ряд – ангелы, средний ряд – четыре евангелиста со своими символами и серафимами, нижний ряд – 12 апостолов со своими атрибутами и «Распятие».
08.
Митра. Киликийская Армения. Мусалер. 1611 г
09.
Митра. Киликийская Армения. Мусалер. 1611 г
10.
Митра. Киликийская Армения. Мусалер. 1611 г
11.
Митра. Киликийская Армения. Мусалер. 1611 г

Впечатляет, не правда ли!?
12.
Митра. Киликийская Армения. Мусалер. 1611 г

Рипида. Западная Армения. 1621 г. Серебро, золочение.
13.
Рипида. Западная Армения. 1621 г. Серебро, золочение.

Она же - с обратной стороны.
14.
Рипида. Западная Армения. 1621 г. Серебро, золочение.

Лучезарный крест. Западная Армения. Ани. X-XII вв. Бронза.
15.
Лучезарный крест. Западная Армения. Ани. X-XII вв. Бронза.

Крест. Восточная Армения. Крест - XII-XIII вв. Металлическая форма – XIX в. Дерево, серебро, самоцветы, золочение.
16.
Крест. Восточная Армения. Крест - XII-XIII вв. Металлическая форма – XIX в.

Кадила. Ани. X-XI вв. Бронза.
17.
Кадила. Ани. X-XI вв. Бронза.

Кадило. Ани. X-XI вв. Бронза. Тулово кадила орнаментировано шестью рельефными сценами из жизни Иисуса Христа.
18.
Кадило. Ани. X-XI вв. Бронза.

Кадило. Ани. X-XI вв. Бронза. На тулове – четыре рельефные сцены из жизни Иисуса Христа: Рождество, Крещение, Распятие, Воскресение. В основании кадило, в медальоне, изображен Христос на троне. Рельефы разделены в орнаменте в виде веток.
19.
Кадило. Ани. X-XI вв. Бронза.
20.
Выставка Армения. Легенда Бытия. Христианский период.

Крест напрестольный. Киликийская Армения (?). XIII-XIV вв. Cеребро, золочение.
21.
Крест напрестольный. Киликийская Армения (?). XIII-XIV вв. Cеребро, золочение.

Киликийское армянское государство – феодальное княжество, а затем королевство, существовавшее в Киликии с 1080 по 1375 гг.
22.
Крест напрестольный. Киликийская Армения (?). XIII-XIV вв. Cеребро, золочение.

Сосуд для миро в виде голубя. Константинополь. 1791 г. Серебро, гранат, золочение.
Сам голубь, да, впрочем, и основание сосуда для миро, просто, очаровали...
23.
Сосуд для миро в виде голубя. Константинополь. 1791 г.

Восхитительная и тонкая работа.
24.
Сосуд для миро в виде голубя. Константинополь. 1791 г.
25.
Сосуд для миро в виде голубя. Константинополь. 1791 г.
26.
Крест напрестольный. Киликийская Армения (?). XIII-XIV вв. Cеребро, золочение.
27.
Крест напрестольный. Киликийская Армения (?). XIII-XIV вв. Cеребро, золочение.

Ладаница. Западная Армения. Акн. XVIII в. Серебро, эмаль, самоцветы, стекло; золочение.
28.
Ладаница. Западная Армения. Акн. XVIII в.
29.
Ладаница. Западная Армения. Акн. XVIII в.
30.
Ладаница. Западная Армения. Акн. XVIII в.

Кадило. Западная Армения. Ван (Васпуракан). XVIII в. Серебро, золочение.
31.
Кадило. Западная Армения. Ван (Васпуракан). XVIII в. Серебро, золочение.

Вакас (нарамник) первый ряд. Восточная Армения. Агулис. 1642 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг. Нарамник в виде стоячего воротника (вакас) – деталь облачения священнослужителей.
32.
Вакас (нарамник). Восточная Армения. Агулис. 1642 г.

Вакас (нарамник) - второй ряд. Новая Джульфа. 1688 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, серебро, эмаль, бирюза.

Поручи. Галатия. 1714 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, изумруды.
33.
Поручи. Галатия. 1714 г.
34.
Поручи. Галатия. 1714 г.
35.


Епитрахиль. Смирна. 1732 г. Шелк, золотые, серебряные и шелковые нити, жемчуг изумруды (кабошоны).

Воротник – оплечье стихаря. Смирна. 1734 г. Шелк, золотые, серебряные и шелковые нити (справа).
Воротник – оплечье стихаря. Новая Джульба. 1736 г. Шелк, золотые, серебряные и шелковые нити
36.
Воротники – оплечье стихаря и Епитрахиль

Омофор. Слуцк. Конец XVIII в. Шелк, золотые, серебряные и шелковые нити, серебро.
37.
Омофор. Слуцк. Конец XVIII в.
38.
Омофор. Слуцк. Конец XVIII в.

Кондак (энциклика). Иерусалим. Первая половина XIX в. Бумага.

Кондак (энциклика) – официальное обращение епископа к пастве в рамках своей церковной юрисдикции. Подписан армянским архиепископом Иерусалима Гавриилом (с VII в. архиепископы Иерусалима носят титул патриарха). Текст энциклики не сохранился.
39.
Кондак (энциклика). Иерусалим. Первая половина XIX в. Бумага

Завеса алтаря. Евдокия (Токат). 1689 г. Холст, набойка.
40.
Завеса алтаря. Евдокия (Токат). 1689 г. Холст, набойка.

Завеса. Константинополь. 1761 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити.
41.
Завеса. Константинополь. 1761 г.
42.
Митра архирейская и посох патриарший
43.
Митра архирейская и посох патриарший.

Митра архирейская. Константинополь. 1735 г. Серебро, жемчуг, изумруды, самоцветы, серебряные и шелковые нити золочение.
44.
Митра архирейская. Константинополь. 1735 г

Посох патриарший. Смирна. 1781 г. Серебро, рубины; золочение.
45.
Посох патриарший. Смирна. 1781 г.

Потир. Западная Армения. Ван (Васпуракан). 1756 г. Серебро, бирюза, самоцветы; золочение.
46.
Потир. Западная Армения. Ван (Васпуракан). 1756 г.
47.
Потир. Западная Армения. Ван (Васпуракан). 1756 г.

Ну. и в заключении - совершенный шедевр этой выставки - крест с мощами святого Георгия Победоносца. Западная Армения. Ван (Васпуракан). 1746 г. Серебро, сердолик, кораллы, изумруды-кабошоны, цветные камни, стекло; золочение.
48.
Крест с мощами святого Георгия Победоносца. Западная Армения. Ван (Васпуракан). 1746 г. Серебро, золочение.

Удивительное как впечатление, таки ощущение. Крест с мощами Георгия Победоносца. Эти мощи можно совершенно реально рассмотреть - я не медик - но, похоже, это срез крупной кости конечности. Кость довольно приличная по размерам, хорошо видна и даже просматривается ее внутренняя структура.

Крест притягивает не только внимание, но и что-то внутри тебя. Ты как будто ощущаешь его всем своим существом, всем телом и душой. Да, только ради этого стоит сюда попасть и все это принять в себя! Кажется, что Крест Георгия Победоносца лучится неведомой глубокой и сильной золотистой энергией.
49.
Крест с мощами святого Георгия Победоносца. Западная Армения. Ван (Васпуракан). 1746 г. Серебро, золочение.
50.
Крест с мощами святого Георгия Победоносца. Западная Армения. Ван (Васпуракан). 1746 г. Серебро, золочение.

Удалось таки снять и "вытянуть из теней" как Крест выглядит с обратной стороны.
51.
Крест с мощами святого Георгия Победоносца. Западная Армения. Ван (Васпуракан). 1746 г. Серебро, золочение.

В XVI-XVIII веках Армения вновь стала ареной столкновения интересов воинствующих соседей, на сей раз - Османской империи и Ирана. В итоге страна в очередной раз была разделена: восток страны отошел персам, а запад - османам. Армяне оказались лишены прав иподверглись социальным, национальным и религиозным гонениям. Сотни тысяч армян насильственно переселялись из родных мест. Все это понуждало многострадальный народ во главе с Армянской Апостольской церковью искать пути освобождения от иноземного ига. В XVIII веке с освободительными программами выступили армянские духовные и национальные деятели, которые в итоге долгих и мучительных исканий сочли целесообразным обратиться к помощи христианской России.
52.
Выставка
53.
Выставка Армения. Легенда Бытия
54.
Выставка Армения. Легенда Бытия

Далее в тексте уже нет необходимости - все, по моему, прекрасно видно и прочитать при желании о геноциде армян можно беспрепятственно.
55.
Выставка Армения. Легенда Бытия
56.
Выставка Армения. Легенда Бытия
57.
Выставка Армения. Легенда Бытия

Я не был в Армении и у меня нет, к сожалению, ни одного фото этих прекрасных и величественных храмов. Вот я и подумал, что фоторяд информационных стендов выставки как раз и смогут показать всю их древнюю и духовную красоту.
58.
Выставка Армения. Легенда Бытия
59.
Выставка Армения. Легенда Бытия
60.
Выставка Армения. Легенда Бытия
61.
Выставка Армения. Легенда Бытия
62.
Выставка Армения. Легенда Бытия
63.
Выставка Армения. Легенда Бытия
64.
Выставка Армения. Легенда Бытия
65.
Выставка Армения. Легенда Бытия
66.
Выставка Армения. Легенда Бытия
67.
Выставка Армения. Легенда Бытия
68.
Выставка Армения. Легенда Бытия.


Вот мы и осмотрели практически всю выставку "Армения. Легенда Бытия". Кто-то скажет, - ну, вот! - теперь, даже, не надо идти на выставку - я уже всё осмотрел и узнал!) Возможно и так - ну, это как для кого!?! На самом деле, реального общения с настоящими артефактами и реликвиями никто не отменял. Если человек по натуре, просто, относится к Миру с точки зрения точной и детальной информации - любит графики, таблицы, диаграммы и алгоритмы, то, конечно, вы можете с достаточной долей уверенности считать, что вы побывали на выставке, поставив для себя галочку. Но, если Вас тянет познать новое, открыть в себе неведомые ощущения контакта с ранее непознанным - однозначно рекомендую эту выстаку к "живому" посещению! На этом, пожалуй, и закончу! Желаю посетителям выставки новых озарений и возможности узнать себя с новой, неведомой для себя же стороны!)

Источники:
Материалы выставки "Армения. Легенда Бытия". ГИМ. 2016.


Vladimir d’Ar
Tags: исторический музей, музей
Subscribe

  • Жуки-самоцветы

    Сегодня мы любуемся златками - жуками-самоцветами или ювелирными жуками (Sternocera aequisignata, подсемейство Julodinae). Жуки…

  • Анаморфоза

    На этой картине 17-го века изображен святой Франциск Ассизский, но виден он только при взгляде на картину с левой стороны.…

  • Трактат о кошках

    Эта рукопись, содержащая прекрасные рисунки кошек, выполнена в формате самут кхой (тайская складная книга) с 12 листами, которые…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments